psihologiya-detskih-risunkov

Что скрывает детский рисунок? Простые способы домашней диагностики.

anita 02.03.2016 Комментариев нет 699 все, корисне, полезные советы, психология, чи знали ви?,
«Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек».  А может, не человечек. Может змей о трех головах или дом на краю опушки, или единорог с розовой гривой. Как понять, что означают рисунки ребенка, разглядеть их глубинный смысл и, возможно, вовремя распознать скрытые тревожные настроения малыша? Способ есть.

Давно установлено, что рисунок является для ребенка своеобразной формой речи, способом выражения скрытых эмоций, желаний, отношения к окружающим. С точки зрения психодиагностики рисунок любого человека – как большого, так и маленького – является наиболее достоверным источником информации о нем самом. Мы предлагаем вам несколько простых «домашних» способов анализа детского рисунка, с помощью которых вы сможете разобраться в творениях своего малыша и прояснить для себя множество крайне интересных моментов его мировосприятия.

Заметим сразу, что анализировать детские рисунки с точки зрения психоэмоционального состояния имеет смысл лишь с 4-5 лет.

Ощущения

В первую очередь прислушайтесь к своим эмоциям. Какие ощущения вызывает у вас рисунок ребенка? Попробуйте мысленно описать рисунок с помощью прилагательных («светлый», «яркий», «тяжелый», «унылый», «беспорядочный», «гармоничный» и т.д.) Все слова, которые придут вам на ум имеют прямое отношение к состоянию ребенка. При этом стоит помнить, что конкретный рисунок ребенок мог сделать под воздействием обиды или вспышки гнева – т.е. тревожиться стоит лишь в том случае, если большинство рисунков малыша окрашены негативными эмоциями.

Кто главный?

Изображая семью, ребенок непременно выделяет того, кого считает главным и значимым – эта фигурка обычно идет первой и крупнее всех прочих. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность, а дальше всех на рисунках изображается самый несимпатичный ребенку родственник.  Если же малыш рисует себя отдельно от семьи или вовсе «забывает» поместить себя на картинку, это свидетельствует о том, что ребенок ощущает себя одиноким, не чувствует своего «места» среди близких.

Цвет

В среднем дети используют 5-6 цветов в рисунке, это свидетельствует о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Если ребенок предпочитает использовать больше цветов в рисунке, это говорит о чувствительности и эмоциональности его натуры. И, напротив, если малыш старше 4-х лет рисует только одним-двумя цветами, это может указывать на его негативное (подавленное) эмоциональное состояние. В том случае, если ребенок отдает предпочтение простому карандашу, это может сигнализировать о недостатке ярких красок и положительных эмоций в его жизни.  В свою очередь темные цвета зачастую символизируют негативные эмоции, неуверенность в себе, замкнутость; яркие, светлые краски – активность, оптимизм, положительные эмоции.

Постарайтесь как можно больше наблюдать за своим ребенком, почаще углубляться в его интересы и тревоги, задавать вопросы – и в скором времени вы с удивлением обнаружите, что научились читать рисунки своего ребенка, как открытую книгу.